Расширенный поиск




15.09.2014

130 лет со дня рождения Этторе Бугатти.

 Основанная им автомобильная компания просуществовала сравнительно недолго — меньше полувека, а общий тираж выпущенных машин составил всего порядка 7800 экземпляров. Тем не менее, именно Bugatti многие называют самым легендарным из всех автомобильных брендов в истории. Окутанная мифами судьба фирмы накрепко связана с фигурой ее основателя — гениального, высокомерного и очень непростого человека.
 
 
Этот короткий отрывок из отчета о Парижском автосалоне 1910 года, напечатанный в английском журнале Autocar, любопытен сразу по нескольким причинам. Для начала, это одно из первых, если не самое первое упоминание об автомобилях Bugatti в международной прессе. Но главное, что корреспондент уважаемого издания (к слову, Autocar издается и по сей день), как следует из его же заметки, до стенда Bugatti... так и не добрался. Иначе ему и в голову бы не пришло сравнивать, уж простите за прямоту, убогую Вedelia, в которой водитель действительно сидел позади пассажира, а тому, в свою очередь, приходилось переключать передачи, с изящной и весьма продвинутой в техническом отношении Bugatti Type 13.
 
 
В 1899-м у своих же работодателей Бугатти купил трицикл — по сути, трехколесный велосипед с одноцилиндровым мотором французской фирмы De Dion Bouton — и сразу же вышел на старт пробега Париж-Бордо. До финиша отчаянный тинейджер не добрался, на полпути врезавшись в собаку, но скоростью заболел основательно. Разочарованный слабой динамикой трицикла, Бугатти, не долго думая, установил на свой «гоночный аппарат» второй двигатель. И успех пришел! Исторические хроники свидетельствуют, что юный Этторе выиграл по крайней мере три старта. Но еще сильнее, чем сами заезды, его увлекал процесс создания автомобилей.
Чисто умозрительно
Первым транспортным средством, разработанным Этторе (задним числом эту конструкцию теперь называют Bugatti Type 1), стала четырехколесная повозка, оснащенная сразу четырьмя моторами — по паре спереди и позади задней оси. Даже сам Бугатти, человек крайне редко признававший собственные просчеты, позже назвал ее «малоудачной».
 
 
Удивительно, как итальянец, забросивший даже школу искусств, смог вообще построить что-то технически столь сложное, как автомобиль. Но, руководствуясь методом проб и ошибок, перемешанным пополам с недюжинной технической интуицией, Этторе делал очевидные успехи. В 1901-м на деньги состоятельных братьев Гулинелли из Феррары он построил свой первый автомобиль в классическом понимании этого слова. Причем одноместный Type 2 с 3-литровым четырехцилиндровым мотором и цепным приводом оказался на удивление ладной машиной, особенно учитывая, что ее создателю на тот момент едва исполнилось 20 лет!
 
 
В 1907-м Бугатти построил прототип для моторостроительной фирмы Deutz, который удовлетворил заказчиков настолько, что они предложили конструктору-неудачнику работу. И на этот раз все складывалось более удачно. Созданные Бугатти машины, объем двигателя которых варьировался от 3,2 до 9,6 литра, пользовались определенным спросом. Однако к тому времени, набив достаточное число шишек и набравшись, по собственному мнению, инженерного опыта, Этторе решил, что пора завязывать с работой на «богатого дядю» и отправляться в самостоятельное плавание.
 
 

Счастливый 13-й номер

К концу нулевых годов ХХ века конструкторы стали отказываться от использования многолитровых моторов в пользу компактных и более эффективных решений, и чуткий к техническим новшествам Бугатти уловил новый тренд. Еще работая на Deutz, Этторе построил маленький 2-местный автомобиль с крошечным по тем временам четырехцилиндровым верхнеклапанным мотором объемом 1,207 л. Десятая машина Бугатти, известная как Type 10, круто изменила его судьбу. Хотя, безусловно, сыграли свою роль интеллигентное происхождение и влиятельные знакомые Этторе. Именно хороший приятель конструктора знаменитый летчик Луи Блерио, тот самый, что первым пересек Ла-Манш на самолете, пришел восторг от Type 10 и убедил итальянца в необходимости начать выпуск машины. Примерно тогда же другой влиятельный знакомец — месье де Виская, банкир и гонщик-любитель, — сообщил Бугатти о пустующей красильне в немецком Мольсхайме, пообещав при необходимости найти средства на организацию производства.
 
 
Бугатти колебался недолго. Уже в сентябре 1909-го он купил пустовавшее помещение, а спустя три месяца вместе с семьей переехал в Мольсхайм. В течение следующего года в цехах бывшей красильни силами трех наемных рабочих собрали пять Bugatti Type 13 — немного модифицированной версии «десятки» с расточенным до 1,327 л мотором.
 
 
Как мы уже сказали, гоночные Bugatti появились на трассах Европы очень вовремя, и, быстро набрав популярность в кругах гонщиков-любителей, машины Этторе задавили конкурентов массовостью. Сами посудите — общий тираж модели Brescia (гоночной версии Type 13) превысил 2000 экземпляров, добавьте сюда еще полтысячи Type 35 и ее модификаций. Представляете, какая армада Bugatti гоняла по Европе?! В этом свете не стоит удивляться, что только в период с 1924 по 1927 год автомобили марки выиграли 1851 гонку! И это не опечатка — одна тысяча восемьсот пятьдесят одну! Цифра феноменальная, конечно, но не забывайте, что в этой статистике учтены результаты заездов самого разного калибра, вплоть до тех, где на старт выходило по три гонщика, каждый из которых пилотировал машину марки Bugatti. Вот так и рождаются легенды...
 

 

Большой босс

Впрочем, самого Бугатти подобные нюансы не волновали. Помыслами Этторе владели лишь заботы о расширении производства. Если в 1909-м он начинал с тремя рабочими, то впоследствии штат фирмы вырастет до тысячи человек! Причем заводом, в привычном понимании, предприятие в Мольсхайме не назовешь, это был своеобразный индустриально-развлекательный комплекс. Помимо цехов, набитых прецизионными станками и самым современным оборудованием, здесь размещались, например, два музея.
 
 
 
В одном выставлялись скульптуры Рембрандта Бугатти, во втором — коллекция карет и конных экипажей. Рядом находились крытый скаковой манеж, конюшня на 15 лошадей, псарня, голубятня, забитые доверху винные погреба... Неподалёку был разбит парк с отелем для почетных гостей, ресторан и собственный особняк Бугатти.
Этторе всегда был состоятельным человеком, а продажи дорогих машин сделали его миллионером.
 

Эпилог

1947 года Этторе Бугатти скончался, совсем немного не дожив до своего 66-го дня рождения.
Недолго оставалось жить и его автомобильной компании. Как королевство, лишившееся своего правителя, компания катилась в тар-тарары. Все, что смогли предложить младший сын «Патрона» Роланд Бугатти и управляющий завода Пьер Марко, вставшие у руля предприятия, — это новый кузов для довоенного шасси Type 57. Машина, получившая индекс Bugatti Type 101, дебютировала на парижском салоне 1951 года, но при цене в три миллиона франков не нашла понимания у публики.
Последним автомобилем Bugatti считается гоночный Type 251 с восьмицилиндровым мотором, поперечно расположенным перед задними колесами. Странная машина запомнилась лишь отвратительной управляемостью, а ее лучшим достижением стало 18-е место в квалификации Гран-при Франции 1956 года. До финиша 251-я так и не добралась...
 

Источник

Пока нет комментариев


Оставить комментарий Перейти в общий
форум

Не спрашивайте, пожалуйста, когда появится отсутствующий товар и сколько он будет стоить. Если информация нам известна - мы добавляем ее в описание товара.

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является офертой, определяемой положениями статей 435, 437 ГК РФ.

Корзина
Ваша корзина пуста