Расширенный поиск




25.03.2015

х/ф «Я купил папу» (Киностудия им. Горького, 1962г)

Фильм очень светлый и трогательный. Алеша Загорский, сыгравший главную роль, неподражаем. И вроде сюжет прост: у маленького Димки нет папы, о котором он очень мечтает. Однажды утром Димка отправляется на его поиски и "находит"...

В общем, хочу сказать большое спасибо своему знакомому, который посоветовал посмотреть этот фильм. Огромное удовольствие получила и немало удивилась, как это я умудрилась не посмотреть сей фильм раньше...

Часть фильма снималась в Москве, часть в Волгограде (тогда еще Сталинграде). Московская часть очень занятная. Есть весьма и весьма интересные виды. Но самое главное в фильме запечатлен один очень интересный эпизод из истории московского пассажирского транспорта.

Давайте смотреть!
1. Наш главный герой Димка, вполне самостоятельный мальчуган 5 лет, ходит в детский сад. Интересно, что детский сад получился тоже "составной". Снимали его на Ленинском, Кутузовском и... в Сталинграде. Сталинградскую часть мы опускаем, а вот московские адреса разберем.

Итак, вход в детский сад. Ленинский проспект, 29. На заднем плане вы можете наблюдать Газ-21 и Автобус ЗиС-154.

gaz 21

Det sad

На самом деле, конечно, никакого детского сада на углу Ленинского проспекта и ул. Стасовой не было. Да и Ленинский проспект входил в Октябрьский район, а не в Ленинский. Это все киношные "штучки".

Очень приметный козырек. Есть замечательная фото встречи космонавтов из 60х, тут этот козырек очень хорош. Обратим наше внимание на автомобиль: ЗИЛ-111Д парадный фаэтон

Chayka

а вот так это место выглядит сегодня

Sovremennoe mesto

И вот, по воле съемочной группы, мы перемещаемся с Ленинского проспекта на Кутузовский. Димина детсадовская группа на прогулке. Одногруппники хвастаются своими папами, а Димка мечтает о том, что и у него когда-то будет отец, глядя на проспект, а воспитательница его одергивает.

Vospitatel

Съемки велись между домами 24 и 26 по Кутузовскому, там и сегодня есть забор. А в кадр попали дома на противоположной стороне - Кутузовский 25 и 27.
Вот примерно тот же ракурс в наши дни

Rakurs nashih dney

2. Вечером, как и полагается, нашего героя забирает домой мама.

Vecher

Точное местожительство, увы, мне установить не удалось. Судя по тому, как выглядит гостиница "Украина" на заднем плане и по крутому рельефу местности я сделала предположение, что это в районе Малого Трехгорного переулка. Трехгорка.

Вот так это место выглядело в середине прошлого века. Вот где-то здесь :)

zamorenova

И пусть вас не смущает табличка с адресом на воротах, которую можно увидеть в фильме, никакая это не Пролетарская улица :)

А на нашем кадре, на заднем плане, крыши старых домиков и труба. Красота!

3. И вот наступает день, когда Димка вдруг решает не идти в детский сад, а отправиться в путешествие по городу в поисках папы.
Первое препятствие - широченный Ленинский проспект, по которому мчится множество машин, и светофор... Кстати, любопытно, что и светофор, и наземный пешеходный переход остались на том же самом месте. Правда, машины нынче по Ленинскому летят другие, светофор вполне себе современный, да и дорожная разметка иная.

perehod

Среди попавшего в кадр транспорта хотелось бы выделить ГАЗ-21 и троллейбус 41 - МТБ-82Д

idite

Димке решил помочь отзывчивый юноша. Здесь мы в кадре видим дом по адресу Ленинский, 22

pomoch

Автомобили в фильме, конечно, замечательные. Что не кадр, то легенда отечественного автопрома. Это и ГАЗ-21, и ГАЗ-20 "Победа", и автокран ЗИЛ-164

assorti

Но на одной машине я все-таки остановлюсь. Я и сейчас испытываю некоторую слабость к фигуркам животных на кузове, как у "Ягуаров", например. А в детстве, помните, у "Волги" с блестящим оленем можно было стоять бесконечно. И всегда хотелось его потрогать. :) В фильме мною был замечен еще один представитель фауны - медведь, на сей раз на грузовом автомобиле.
И Димка наш мишку тоже приметил.

medved

Оказывается, медведи были символом автомобилей ярославского завода. ЯАЗов. Потом это производство перевели в Кременчуг и появились автомобили КРАЗ. Помните, в Мимино: "КрАЗ-256Бэ, новий!" :)

4. Перейдя Ленинский, Димка вдруг оказывается на Кутузовском. Около Зоомагазина (д.5) напротив "Украины"

zoomagaz

Сама гостиница тоже в кадр попала

Gostinica

И дом № 4/2 по Кутузовскому, На заднем плане наблюдаем ЗИЛ-164 с цистерной.

Kutuzovskiy

5. На роль папы Димка примеряет разных "мужчин":
... и атлантов на Солянке д.7 (доходный дом Расторгуевых).

Skulptura

...и манекен, стоящий в Доме обуви на Ленинском проспекте

Maneken

6. Именно в Доме обуви (Ленинский пр-т, 34) с очень узнаваемыми витринами "ёлочкой" Димка и находит "своего папу"

Dom obuvi

Далее достаточно большой кусок фильма снимался в Сталинграде. "Папа" с Димкой путешествуют по городу, а у "папы"-то свидание назначено! Туда они и отправляются на автобусе.

7. Звучит объявление водителя по громкой связи: "Следующая остановка Парк Культуры и отдыха". Наши герои выходят... И вроде арка входа в парк, и полукруг касс... Но что-то здесь не так! Никакой это не парк, а выставка. ВДНХ. Южный вход.

VDNH

Ygniy vhod VDNH

Вот этот вход на территорию выставки сегодня:

VDNH sovremenniy

Правда, наши герои, видимо, умеют очень быстро перемещаться в пространстве, т.к. на колесе обозрения они катаются уже в ЦПКиО им. Горького.

Prud Golicino

В кадре Голицынские пруды, Москва-река, на дальнем плане Фрунзенская набережная, а на горизонте МГУ... Все, как полагается :)

8. Я намеренно пропустила один большой эпизод, отложив его "на сладкое". Был в фильме еще один, фактически главный, герой. Автобус, да не простой. Именно о нем и пойдет речь в конце материала.

Двухэтажный автобус появляется в кадре несколько раз.
Сначала Димка смотрит на него из-за забора детского сада на Кутузовском.

Avtobus

Затем любуется необычной машиной, прогуливаясь возле "Украины"

avtobus nablydenie

Büssing

Еще бы! Можно представить, как Димке хотелось прокатиться на таком и непременно на втором этаже!

На самом деле киношники, как это часто бывает, попытались запечатлеть что-то необычное, знаковое для определенного времени и в данном случае это им удалось на 100%!

Есть занятная легенда, объясняющая появление этих автобусов в Москве: "В 1958 году, во время визита в ГДР, Никита Хрущев подарил тогдашнему главе ГДР Отто Гротеволю лимузин ЗИЛ. А тот в ответ презентовал двухэтажные автобусы, которыми заинтересовался Никита Сергеевич…"

Но скорее всего причина более прозаическая. В конце 1950х - начале 1960х проводилось не мало мероприятий по оптимизации движения транспорта в Москве, как легкового и грузового, так и пассажирского. В частности проводили эксперименты по увеличению вместимости городского пассажирского транспорта. Видимо именно под эту программу в Москве и появилось три необычных автобуса: немецкие Büssing D2U, Do 56 и Do S6

Вот ряд фотографий, запечатлевших эти автобусы на маршрутах:

zavod

Do 56 Bussing

univer

mgu

В фильме же «снимается» автобус Büssing D2U, но не совсем обычной модификации
Вот так выглядит обычный автобус этой марки

Bussing

Во-первых, задняя площадка - в нашем варианте в автобусе вместо задней открытой площадки установлены широкие двери. Через этот вход можно было попасть в салон и на первый и на второй этаж. Автобусы с открытой площадкой выпускались до 1963 года.

Во-вторых, и это главное, автобус в нашем фильме имеет 3 двери. Через переднюю дверь можно попасть только наверх, а через среднюю только в салон первого этажа.

Кстати, фильм нам позволяет разглядеть внешний облик и внутреннюю планировку этой машины. Давайте смотреть.

Вот Димка решается-таки прокатится на двухэтажном автобусе и запрыгивает в первую дверь.

Perednyy dver

Средняя дверь

Srednyy dver

Задняя дверь. Обратите внимание на ее ширину!

adnyy dver

А вот и салон. Лестница, ведущая на второй этаж.

Salon Bussing

Salon 2 etag

Салон второго этажа

salon etaga

salon

Кстати, сквозь залитое дождем стекло автобуса Димка видит
Крымский мост и эстакаду у Зубовского бульвара.

dogd

dogd steklo

Отметим также, что двухэтажные автобусы здесь никогда не ходили. Как, впрочем, не было их и на Кутузовском. Все три машины первоначально ходили по маршруту №111 от МГУ до пл. Свердлова (через Университетский и Ленинский проспекты, по Якиманке, через Б. Каменный мост по Моховой и к Большому театру). Позже они были переведены на маршрут 144 - от метро "Октябрьская" до 42-го квартала Юго-Запада (улица Миклухо-Маклая). А в завершении своей "московской карьеры" на маршрут № 211 от площади Свердлова до аэропорта "Внуково".

Однако, довольно быстро эксплуатация выявила их недостатки. Автобусы были тихоходными, недостаточно маневренными, при выполнении поворотов стремились опрокинуться на бок, особенно на скользкой дороге. К тому же, пассажиры избегали подниматься на второй этаж. Разве, что дети всегда с удовольствием ездили на "верхотуре".
При этом нужно понимать, что эти машины в нашей стране были полностью уникальны. В СССР не эксплуатировались даже грузовики, узлы и агрегаты которых использовались на этих автобусах. Поэтому любая мало-мальская поломка превращалась в катастрофу. В результате отсутствие запчастей и износа все привело к тому, что двухэтажники всё реже выходили на линию. Наконец, в 1964 г все машины были списаны и порезаны на металлолом. Вот такая недолгая жизнь была у этих необычных автобусов у нас в стране и, тем не менее, как минимум одна из трех машин надолго останется в истории благодаря фильму "Я купил папу" :)

Воронцова Татьяна








 




Оставить комментарий Перейти в общий
форум

Не спрашивайте, пожалуйста, когда появится отсутствующий товар и сколько он будет стоить. Если информация нам известна - мы добавляем ее в описание товара.

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является офертой, определяемой положениями статей 435, 437 ГК РФ.

Корзина
Ваша корзина пуста